«Человеку важно знать свои корни, обычаи и традиции своего края – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим,

будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче

будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков.

     Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи современных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языках, живописи… Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В народе говорится: нет дерева без корней, дома без фундамента.

   Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр-все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник - это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению  В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство». 

   Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. Бытующие в народе языческие обычаи, различные магические действия (гадания, закликания птиц и животных, обращения к силам природы) широко использовались  в православных народных праздниках. В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями и Тверская        область не исключение.

   Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка.

4.Основная цель – воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Задачи:

Ø приобретение детьми культурного, фольклорного богатства родного

Ø  края,

Ø воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, патриотических чувств, гордости за место, где они живут;

Ø  Знакомство с праздниками, обычаями, разучивание малых форм детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.)

Ø  Воспитание любви и уважения к своему народу, к своей малой Родине, знакомство с народными пословицами и поговорками, закличками, небылицами, народными играми;

Участники проекта: дети, педагоги и сотрудники ДОУ, родители. 

 

Планируемый результат.

       Знакомство с праздниками, традициями, обычаями Тверского  края. Расширение кругозора детей, словарного запаса. Развитие памяти детей путем  разучивания потешек, частушек, прибауток, народных игр. Участие в праздниках, исполнение ролей, чтение стихотворений разовьёт в детях уверенность в себе, публичность. Через соприкосновение с историческим прошлым своего народа ребёнок должен гордиться своей  малой Родиной, испытывать  чувство гордости за свой край,  проявлять интерес к родному краю, который находит отражение в детском творчестве (рисунках, аппликации, лепке, музыке, рассказах о родном крае)

Условия реализации проекта

   Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.

Создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни родного края.

Создание развивающей среды в группе и в детском саду, способствующей развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал. Осуществление деятельностного подхода в приобщении участников воспитательно-образовательного процесса к культуре родного края.

Привлечение детей и родителей к участию в праздниках, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. Организация работы с родителями под девизом «знание и любовь к Тверскому краю  передаем детям».